Метал-музыка в контексте современного философско-политического дискурса

Собираем заметки из сборников. Часть вторая.

Г. И. Латинов

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Введение. В статье рассматривается сложный вопрос – отражает ли метал-музыка социальные и политические изменения таким образом, чтобы можно было увидеть ее связь с современной философией. Этот вопрос рассматривается на примере лирики и других средств художественного выражения.

Содержание. По мнению автора, в разнообразных обращениях музыкантов к философской проблематике отражается не случайный интерес, а общее стремление создать музыкальные формы, позволяющие по-новому выразить экзистенциальное напряжение. Интерес к истории, политике и философии наблюдается у множества различных авторов жанра. Подтверждения этому, прежде всего, могут быть найдены в лирике песен. Свойственные металу особенности музыкального выражения обусловливают уникальный характер восприятия аудиторией данного послания. Отношения музыки и слушателей бывают неоднозначны, как неоднозначно и положение самого жанра по отношению к массовой культуре.

Выводы. Хотя невозможно говорить о некой общей философии метала, в нём выражен широкий спектр философских и политических взглядов. Их истоки можно найти в фундаментальных изменениях мирового общества за последнее столетие. Семантическое наполнение метал-музыки имеет глубокие корни в этой трансформации интеллектуального дискурса, которая повлияла на музыку так же, как и на философию.

Ключевые слова: искусство, метал, музыка, философия, субкультуры.

Для цитирования: Латинов Г.И. Метал-музыка в контексте современного политико-философского дискурса / Г.И. Латинов// Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 106-117

Metal music in the context of modern philosophical and political discourse

Garold I. Latinov

Pushkin Leningrad State University,
Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. This paper examines a challenging question – whether metal music reflects social and political changes in a way that allows to see its connections to modern philosophy. This question is addressed through the case study of metal lyrics and other means of artistic expression.

Content. According to the author, the various appeals of musicians to philosophical problems reflect not a casual interest, but a general desire to create musical forms that allow them to express existential tension in a new way. Мany different authors of the genre share interest in history, politics, and philosophy. Confirmation regarding this can easily be found in the lyrics of the songs. Distinctive features of metal musical expression determine the unique perception of audience on this message. The relationship between music and listeners can be controversial, as well as the position of the genre in its relation to popular culture.

Conclusion. The article argues that although it is impossible to talk about a single philosophy of metal, the genre represents a wide range of philosophical and political views. Their origins can be found in fundamental changes of global society during the last century. Semantic content of metal music has roots sunk deep in this transformation of the intellectual discourse which affected music as much as philosophy.

Keywords: art, metal, music, philosophy, subcultures.

For citation: Latinov, G.I. (2021). Metal-muzyka v kontexte sovremennogo politiko-filosofskogo diskursa [Metal music in the context of modern political and philosophical discourse]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 106-117 (In Russian).

Введение.

Shocked Orwellian races
Gather united in grief
Nothing is left from the world they have known
Grotesque indifferent belief

Kreator - Enemy of God ©

«Амбициозная» - один из важнейших эпитетов, которыми описывали музыку в жанре ме́тал. С этим определением могут согласиться как её критики, так и апологеты. Из амбиций метала как культурного феномена здесь рассматривается одна, крайне существенная: претензия на конгениальность по отношению к ключевым вопросам и движениям мысли современной философии.

Так как название жанра (metal) происходит из английского языка, стоит отметить, что в русскоязычной литературе конкурируют два варианта написания: «мета́лл» и «ме́тал». В статье используется второй вариант, подчёркивающий иноязычное происхождение термина и позволяющий однозначно отличать его от названия группы химических элементов.

Предметом статьи служит исследование семантического поля метал-музыки на при помощи герменевтического подхода к пониманию её сущности. В его основе лежат методы абстрагирования и идеализации. Эмпирические данные важны как базис для рассуждений, но их всесторонний анализ не является приоритетом. Так, вопрос о техническом мастерстве музыкантов не представляет здесь интереса.

Отправной точкой для систематизации философских идей избран курс лекций Мераба Мамардашвили [2], раскрывающий темы, обращение к которым определяет «современность» философского дискурса. Среди них - формирование массового общества, экспансия политических идеологий, понимание свободы, экзистенциалистский вектор развития мысли.
Содержание данной статьи фактически отвечает на обширный вопрос: как определить, стал ли метал музыкальным языком, которым исполнители порой говорят о тех же вопросах, что и философы с помощью текстов? Если так, присущи ли ему особенности, позволяющие утверждать, что это происходит неким особенным образом? Стоит ли видеть в метале лишь выражение духа нашего времени или же в нём созданы произведения, художественная ценность которых имеет вневременной характер? Актуальность данной проблематики определяется заметной ролью, которую метал играет в современном обществе и в то же время его нахождением на периферии философского осмысления музыки в русскоязычном научном сообществе.

В своей саморефлексии метал никогда не довольствовался представлением о себе как о чисто развлекательном потребительском продукте. Этос метал-культуры стал актом отрицания безальтернативности «массового человека». Песни часто посвящены болезненным и сложным темам, актуальным и необходимым для индивидуации современного человека. Метал подлинно живёт и развивается в той мере, в какой он стремится познать и превзойти свою же суть. В схожей онтологической ситуации, применительно к человеку, Ф. Ницше говорил о процессе рождения сверхчеловека.

Артикулируя эту мысль, требуется взглянуть на метал по-новому и попробовать обнаружить в нём то, на что претендуют выдающиеся его творцы: музыку, устремлённую в вечность инобытия, независимо от особенностей конкретного воплощения; музыку, предназначенную для звёздного неба над нашей головой, как ритуальные напевы шаманов или возвышенные реквиемы эпохи классицизма. Такое видение в музыке способа возвышения человеческого сознания не ново. Оно появляется, где есть место творческому поиску. В качестве рабочей гипотезы статьи предполагается, что метал существует на двух уровнях: во-первых, как идеальное явление творческого характера, требующее серьёзного усилия для понимания; во-вторых, как набор эмпирических проявлений, легко меняющихся и фиксируемых наблюдениями. Именно первый уровень обеспечивает целостность разнообразных форм жанра. Благодаря ему становится возможна сопричастность музыки человеческой истории, духу и мысли. Для проверки данного утверждения нужно решить несколько задач: определить истоки амбиций жанра; проанализировать, закономерны они или случайны; разобраться в основаниях взглядов критиков метала; соотнести семантическое наполнение произведений с реалиями текущего исторического момента.

Обзор литературы.

Способность музыки выражать сакральное издавна привлекала философов, однако нельзя сказать, что научное сообщество сразу проявило интерес к лавине возникших в метале произведений. Зарождение хэви-метала, первого из под-жанров метала, относится к 1970-м годам. С момента его появления вспыхнула непримиримая и острая дискуссия, которая около двух десятилетий оставалась прерогативой музыкальных критиков и общественных деятелей. Для раннего периода характерны агрессивная стилистика и экспрессивность высказываний, а также распространение стереотипов о метал-культуре: якобы присущие жанру музыкальная несостоятельность, мизогиния, фашизм, привязка к пубертатным состояниям и прочее. Согласно рок-критику Роберту Дункану: «Хэви-метал... гнилая, бесхитростная, незамысловатая, антиинтеллектуальная (но невероятно претенциозная), мрачная, отвратительная, ужасная и глупая музыка, если музыка вообще» (перевод автора – Г. Л.) [6, с. 36-37]. В СССР критические статьи о хэви-метале появились едва ли не раньше него самого [1]. В некоторых популярных энциклопедиях ещё тиражируются предельно субъективные оценки критиков [3]. Завершить обращение к данного рода источникам следует указанием на падение их значимости [13].


Ажиотажное внимание привело к тому, что мнение музыкантов услышали массы людей. Значимым событием стала речь Ди Снайдера (группа Twisted Sister) перед Конгрессом США. Она высвечивала несостоятельность критических выпадов со стороны родительского комитета PMRC [23].
Вскоре начался новый период в исследовании метала. С начала 1990-х выходили научные по стилю труды профессора социологии Дины Уэйнстайн. Они составили монографию «Heavy Metal: The Music And Its Culture» [26]. Автор проанализировала огромный массив информации и задала адекватный тон последующим публикациям. Читая Уэйнстайн, важно помнить о границах между метал-музыкой и метал-культурой. Их отношения порой развиваются нелинейно. Первая служит отчасти выразителем идеалов второй, но первичным явлением стоит считать именно музыку. Исходное ядро субкультуры - общность молодых и подчёркнуто гетеросексуальных молодых белых мужчин, преимущественно выходцев из рабочего класса. Постепенно этот образ трансформировался. Возрастной, гендерный и иные портреты аудитории ничего не сообщают о сути музыки. Главное свойство этих портретов — изменчивость, что не позволяет классифицировать их как эссенциальные черты метал-культуры.

Много работ посвящено особенностям развития метал-сцен в разных регионах [8]. Эккехард Кнопке, говоря о сцене Кении, подчёркивал, что культурная мимикрия в мире глобализации ведёт не к точному заимствованию, а к адаптации отдельных практик, развитие которых в новом контексте создаёт дифференциацию [14].

Социолог Кейт Кан-Харрис собрал факты, позволившие ему обосновать концепцию рефлексивной анти-рефлексивности [18]. Она объясняет, как металлисты могут одновременно знать нечто и как будто игнорировать это знание. Они до некоторой степени признают за иными «право на глупость», к которой легко отнести и гротескные образы, и наивную лирику, и многое другое. Фанаты на практике ценят музыку своих кумиров, но вовсе не обязательно хотят походить на них.

В 1993-м году культуролог Роберт Вальсер издал монографию «Running With The Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music» [25]. Помимо прочего, он пишет о гендерных вопросах, включая гипермаскулинность и объективацию женщин. Рост числа женщин среди музыкантов катализировал перемены.


Если в 1980-х частично или полностью женские группы были редкими исключениями, то в XXI веке они перестали вызывать удивление. Схожая картина наблюдается в рядах аудитории. Сложность гендерной эгалитаризации состоит в том, что женщины попадают на игровое поле, где жёсткие правила были предустановлены мужским большинством [19].

Многие из цитируемых здесь статей публиковались в журнале Международного общества изучения метал-музыки Metal Music Studies, публикующем междисциплинарные исследования [12]. Широкомасштабной работой по рассматриваемой теме стал документальный сериал «Metal Evolution» [7]. Его авторы показывают разнообразие взглядов на метал-музыку, её связи с блюзом, классической музыкой и т. д.

Сегодня появляется всё больше статей об отдельных аспектах или представителях жанра. Такова книга Имке фон Хельден о культурной идентичности в норвежском метале [9]. Участники сборника статей «Classical Antiquity in Heavy Metal Music» показывают, как метал-группы актуализируют античные темы в современности [5]. Иногда исторические сюжеты побуждают музыкантов выходить за рамки музыки. Такие проекты, как Sabaton History, способствуют популяризации исторического знания [20].

Первоначально встреченная масс-медиа враждебно, метал-культура со временем стала всё больше ассоциироваться с творческим началом, успехом, развитием критического мышления, о чём пишет психолог Родни М. Шмальц [22]. Статистическое исследование, опубликованное в журнале «Self and Identity», показало, что бывшие подростски, слушавшие метал в 1980-х, успешнее социализировались в сравнении с контрольными группами [24]. Недавним символом изменения перцепции метал-культуры обществом: стало участие президента Исландии Гвюдни Торласиус Йоуханнессон в написании биографии группы Skálmöld [16].

Содержание исследования.

Возникновение массового общества и связанного с ним типа человека явилось итогом развития интеллигентского проекта современности, где предполагается существование некой точки - паноптикума, глядя из которой, элита общества может установить, что лучше для его членов. Просвещённые вожди вправе решать, кто подходит для конструируемого ими общества будущего, а кто - нет. Осознание последствий этого факта вызвало сопротивление вкупе с желанием сохранить право на органическое развитие личности и социума. Когда метал называют музыкой бунта, неизбежен вопрос: против чего этот бунт? Сводим ли он к борьбе детей против отцов? Как тогда объяснить тот факт, что целые семьи (2-3 поколения) приезжают на метал-концерты? Разумно ожидать обнаружить нечто, тревожащее умы людей разных возрастов и социальных групп. Тексты песен указывают на такое явление. Перекраивание человека, тотальный контроль, предписывание самого образа мыслей, десятки миллионов смертей на войне, где никто не виновен, потому что каждый лишь исполнял приказ - это глобальные события. Вызванные ими ярость, отторжение и боль, осознание происходящего как воплощённой антиутопии - распространённые мотивы в метал-лирике. Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл вдохновили немало музыкантов. В строчках «Brave New World» группы Iron Maiden присутствует та же опустошённость, что пришла на смену прогрессистскому оптимизму начала XX века:

Wilderness house of pain, makes no sense of it all
Close this mind dull this brain, Messiah before his fall
What you see is not real, those who know will not tell
All is lost, sold your soul to this brave new world.

Запустевший дом боли, это всё лишено смысла / Закрой этот разум, притупи мозг, Мессия перед падением / То, что ты видишь — нереально, а те, кто знает — не расскажут ничего / Всё потеряно, твоя душа продана дивному новому миру (перевод автора – Г. Л.).

Группа Kreator в песне «Enemy of God» использует имя Оруэлла как символ: Shocked Orwellian races / Gather united in grief / Nothing is left from the world they have known / Grotesque indifferent belief - Потрясенные оруэлловские расы / Собираются вместе в скорби / Ничего не осталось от мира, который они знали / Лишь гротескная равнодушная вера (перевод автора – Г. Л.). В центре её сюжета - религиозный фанатизм, объявляющий «врагами Бога» население целых стран. Межрелигиозные конфликты в массовом обществе продолжают использоваться в целях пропаганды, где важна способность религий объединять и разъединять людей в обход рациональных обоснований. Многие музыканты сфокусировались на антиклерикализме, особенно там, где сильно влияние религиозных институтов, чаще всего христианства и ислама.

Есть и музыканты, положительно интерпретирующие религиозные ценности, как это делают, например, исполнители христианского метала. Уникальное направление развитию музыкальной сцены придали восстановившие свою легитимность языческие традиции (преимущественно европейские), с этосом которых метал оказался совместим настолько хорошо, что их сочетание предопределило развитие двух под-жанров: пэган-метала и викинг-метала.

Необходимо сказать несколько слов о феномене исторической памяти. Относимые к ней социальные представления эквивалентны мифам в традиционных обществах. Они имеют исключительное значение при обращении к массовому сознанию. В метале пласт произведений, посвящённых историческим сюжетам, огромен. Их роль двойственна. С одной стороны, авторы стремятся актуализировать наследие прошлого, познакомить с ним слушателей. Эстетика метала тесно переплетена с современным видением героического прошлого, что вызывает интерес учёных [4]. С другой стороны, трактовка истории всегда есть её адаптация под взгляды интерпретатора. Априори более заинтересованные в яркости образа, нежели в его соответствии научной парадигме, музыканты также преобразуют коллективную историческую память.

Большое внимание, уделяемое здесь текстам, объяснимо тем, что они представляют собой знакомый предмет исследования для философии, в отличие от системы художественных средств музыки. Однако текст не обязателен для обозначения преемственности звучания [10]. Метал по своей генеалогии не является enfant terrible популярной культуры второй половины XX века. Предпосылки его появления закладывались столетиями раньше. Тяга метал-групп к историческим реминисценциям обусловлена как значением истории в борьбе идей, так и их местом в многовековой череде музыкальных форм.

XX век отмечен расцветом политических идеологий, которые выступали заказчиками, вдохновителями и дизайнерами проектов нового человека. Когда одна часть музыкантов декларировала аполитичность и скептицизм в отношении идеологий, другая - активно включалась в политическую борьбу. Все сколь-либо заметные идеологии получили репрезентацию на метал-сцене.

Некоторые авторы, как Карл Уилетс из британской группы Bolt Thrower, стали критиками тэтчеризма [17]. Ряд групп выступает с радикально левых позиций, как это делает канадская Iskra, одна из наиболее заметных групп RABM (Red and Anarchist Black Metal). Блэк-метал, однако, более известен публике наличием групп, отстаивающих правые и ультраправые взгляды. Их часто называют NSBM (National Socialist black metal), несмотря на противоречивое отношение самих музыкантов к национал-социализму. Часть из них подчёркивает связь с ним, другие считают своё послание качественно отличным [21].

Многие группы (Cruachan, Månegarm, Týr и др.) необоснованно причисляются прессой к правым радикалам – на основании использования традиционной символики Европы. Такие группы вынуждены периодически заявлять протесты, чтобы избежать неадекватного восприятия. Внутренняя конфронтация последователей враждующих идеологий сильно выражена среди металлистов [11]. Но независимо от того, какой спектр политических идей поддерживает та или иная группа, сам концепт «политического» де-факто подразумевает любую деятельность, нацеленную на изменение общества. Политика для музыкантов и их слушателей это не то, что показывают в блоке политических новостей, а то, как действует индивид, сталкиваясь с другими людьми. Это ощущение приближает политику к человеку, особенно к молодым людям, порой порой видящим её недостижимой прямому воздействию сферой, где они лишены субъектности. Качественный же уровень послания варьируется от практически плакатных лозунгов до изощрённой рефлективности, где происходит восстание против идеологического нарратива.

Проблема понимания свободы, включающей в себя выбор и ответственность за него, фигурирует в текстах тысяч песен. Зачастую в них возникает романтизированный образ борца за свободу, рвущего внешние и внутренние цепи. Используемые клише напоминают о связях с субкультурами хиппи и байкеров. Заметны и различия. Бунт перестал быть миролюбивым и перестал быть бегством. Зловещее ощущение того, что тирания правит миром, Рагнарёк уже начался, всё кругом - поле боя, распространено в метал-культуре. Поздно быть просто человеком, нельзя больше плыть по течению жизни - его поток слишком силён. В каком-то смысле люди почти утратили свою человечность, вопрос лишь в том, кем они станут теперь? Для художественного выражения этой идеи активно используются виды экстремального вокала, гроул и скриминг, менее всего напоминающие обычное пение - человеческое, слишком человеческое в подобных декорациях.

Экзистенциалистский вектор развития мысли пронизывал всю философию после Первой мировой войны. Существование стало предшествовать сущности. Те его аспекты, что ранее казались само собой разумеющимися, вышли на передний план. Не один лишь экзистенциализм уделял им внимание, но термин «пограничные ситуации» связан именно с ним. Ввиду повышенного драматизма, сопряжённого с моментами переживания пограничных ситуаций, герои песен часто предстают находящимися в них.

Желание представить персонажей текстов в их наибольшем напряжении, в поиске последних вопросов и ответов - черта, как нельзя лучше подходящая метал-музыке, в основании которой лежит стремление сыграть тяжелее, мрачнее, сложнее или примитивнее, быстрее или медленнее всех прочих. Словом, подойти к известной грани доступного и попытаться сделать ещё один шаг вперёд. Закономерно, что образ самой непреодолимой границы - смерти, привлекал музыкантов едва ли не чаще любого другого.

Замысел концептуального альбома Shaping The Soul бельгийской группы Ithilien представляет собой развёртывание модели Элизабет Кюблер-Росс, формулирующей пять этапов принятия смерти и горя, изложенные в её труде «On Death And Dying» [15]. Не все группы могут похвастаться аналогичным интеллектуальным наполнением, но само обращение к тематике смерти и, что важнее в экзистенциалистком ракурсе, приближения к ней, остаётся в числе важнейших источников вдохновения жанра.

Выводы.

В начале статьи был поставлен вопрос, считать ли метал вписанным в контекст философско-политической мысли и развития культуры? Изучение разнообразных источников позволило подойти к положительному ответу на данные вопросы. В метале есть место поиску величия и пределов смысла, свойственному классической композиторской музыке. В текстах, особенностях звучания, чертах возникшей вокруг собственно музыки субкультуры можно наблюдать реакцию на события истории ХХ, а теперь уже и ХХI веков.

С момента возникновения жанра расширялся круг затрагиваемых им тем, появлялись новые музыкальные приёмы, углублялись связи с другими областями искусства. Этому соответствовало изменение его аудитории, которое само по себе демонстрирует потенциал жанра: слушатели часто сохраняют глубокую любовь к нему на протяжении всей жизни, что служит взаимному обогащению как их самих, так и музыки.

Сочетая собственное видение духовности с сильным воздействием на психоэмоциональный уровень аудитории, метал стал важной частью жизни миллионов людей. Разумеется, отношение человека к той или иной музыке - интимный выбор, попросту не имеющий отношения к философии. Вряд ли уместно ожидать прекращения ожесточённых споров «о вкусах» в медиа-пространстве, но совершенно необходимо изживать таковые из научного дискурса. Рост числа научных исследований метал-культуры позволяет надеяться на то, что эксцессы, подобные её судебным преследованиям, станут лишь достоянием истории.

Список литературы:

  1. Два взгляда на хэви-метал рок (ред.). // Ровесник. - 1986. - №8. - С. 23-25
  1. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии – М.: Азбука, 2012. - 608 с.
  1. Троицкий А. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. Статья «Хэви-метал» – М.: Книга, 1990. - 385с. [Электронный ресурс]. URL: https://ekniga.org/spravochniki/enciklopedii/67558-rok-muzyka-v-sssr-opyt-populyarnoy-enciklopedii.html (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Barratt-Peacock, R., Hagen, R. Medievalism and Metal Music Studies: Throwing Down the Gauntlet (Emerald Studies in Metal Music and Culture) – Emerald Publishing, 2019. - 216 p.
  1. Classical Antiquity in Heavy Metal Music. Editors: K. F. B. Fletcher, Osman Umurhan, Filippo Carlà-Uhink, Martin Lindner – Bloomsbury Academic, 2019. - 272 p.
  1. Duncan Robert. The Noise: Notes from a Rock "n" Roll Era - Ticknor & Fields, 1984. - 273 р.
  1. Dunn Sam, McFadyen Scot. Metal Evolution. [Электронный ресурс] URL: www.youtube.com/watch?v=tAXdMCTLboc (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Heavy Metal Music in Latin America: Perspectives from the Distorted South. Varas-Díaz, Nelson and others - Lexington Books, 2020. - 360 p.
  1. Helden Imke von. Norwegian Native Art. Cultural identity in Norwegian metal music. - LIT Verlag. 2017. - 298 р.
  1. Herbst Jan-Peter. From Bach to Helloween: ‘Teutonic’ stereotypes in the history of popular music and heavy metal // Metal Music Studies. - 2020. - Vol. 6. - №1. - pp. 87-108 (22).
  1. Inside Heavy Metal's Battle Against White Supremacy [Электронный ресурс]. URL: www.esquire.com/entertainment/music/a34633291/heavy-metal-nazi-anti-fascist-movement/ (дата обращения: 10.05.2021)
  1. International Society for Metal Music Studies – Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://metalstudies.org/journal/ (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Kahn-Harris, Keith. The Metal Future. [Электронный ресурс]. URL: http://souciant.com/2013/12/the-metal-future/ (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Knopke, Ekkehard. Headbanging in nairobi: The emergence of the Kenyan metal scene and its transformation of the metal code // Metal Music Studies. - 2015. - Vol. 1. - №1. - pр. 105-125.
  1. Kubler-Ross, Elizabeth. On Death And Dying. - Scribner, 2014. - 304 p.
  1. McIver Joel. The Saga Of Skálmöld. 2021. [Электронный ресурс]. URL: www.skalmold.black-harbour.shop/produkte/32123-the-saga-of-skalmoeld-book
  1. Memoriam's Karl Willetts Is Leading the Death Metal Resistance [Электронный ресурс]. URL: www.vice.com/en/article/jp3dm3/memoriams-karl-willetts-is-leading-the-death-metal-resistance (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Metal and Reflexive Anti-Reflexivity w/ Keith Kahn-Harris. [Электронный ресурс]. URL: https://metalstudies.org/mms101/reflexiveanti-reflexivity/ (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Riches, Gabby. Re-conceptualizing women’s marginalization in heavy metal: a feminist poststructuralist perspective // Metal Music Studies. - 2015. - Vol. 1. - №2. - pр. 263-270.
  1. Sabaton History [Электронный ресурс]. URL: www.sabaton.net/sabaton-history/ (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Shekhovtsov Anton. Apoliteic music: Neo-Folk, Martial Industrial and ‘metapolitical fascism’. [Электронный ресурс]. URL: www.shekhovtsov.org/articles/Anton_Shekhovtsov-Apoliteic_Music.html (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Schmaltz, Rodney M. Bang Your Head: Using Heavy Metal Music to Promote Scientific Thinking in the Classroom // Frontier Psychology. - 2016. [Электронный ресурс]. URL: www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00146/full (дата обращения: 10.05.2021).
  1. The Time '80s Rock Legend Dee Snider Sounded Off Against Censorship In A Speech To Congress [Электронный ресурс]. URL: www.ranker.com/list/dee-snyder-speech-parents-music-resource-center/melissa-sartore (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Three Decades Later: The Life Experiences and Mid-Life Functioning of 1980s Heavy Metal Groupies, Musicians, and Fans. Tasha R. Howe, Christopher L. Aberson & others // Self and Identity. - 2015. - Vol. 14. - pр. 602-626 [Электронный ресурс]. URL: www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15298868.2015.1036918?journalCode=psai20#.VZoLPvlVhBc (дата обращения: 10.05.2021)
  1. Walser R. Running With The Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. - Wesleyan University Press, 1993. - 517 р.
  1. Weinstein Deena. Heavy Metal: The Music And Its Culture. - Da Capo Press, 2000. - 353 р.

References:

  1. Dva vzgliada na heavy-metal rock (ed.) // Rovesnik (1986). No. 8. pp. 23-25. (In Russian).
  1. Mamardashvily M.K. (2012). Ocherk sovremennoy evropeyskoy filosofii. M.: Azbuka. - 608 p. (In Russian).
  1. Troickiy A. (1990). Rock-muzika v SSSR: opyt populyarnoy enciklopedii. Statya «Heavy-metal». M.: Kniga. 385 p. [Electronic resource]. URL: https://ekniga.org/spravochniki/enciklopedii/67558-rok-muzyka-v-sssr-opyt-populyarnoy-enciklopedii.html (access: 10.05.2021). (In Russian).
  1. Barratt-Peacock, R., Hagen, R. (2019). Medievalism and Metal Music Studies: Throwing Down the Gauntlet (Emerald Studies in Metal Music and Culture). Emerald Publishing, 216 p.
  1. Classical Antiquity in Heavy Metal Music. Editors: K. F. B. Fletcher, Osman Umurhan, Filippo Carlà-Uhink, Martin Lindner. (2019). Bloomsbury Academic, 272 p.
  1. Duncan Robert. (1984). The Noise: Notes from a Rock "n" Roll Era. Ticknor & Fields, 273 р.
  1. Dunn Sam, McFadyen Scot. (2011). Metal Evolution. [Electronic resource] URL: www.youtube.com/watch?v=tAXdMCTLboc (access: 10.05.2021)
  1. Heavy Metal Music in Latin America: Perspectives from the Distorted South. Varas-Díaz, Nelson and others. (2020). Lexington Books, 360 p.
  1. Helden Imke von. (2017). Norwegian Native Art. Cultural identity in Norwegian metal music. LIT Verlag, 298 р.
  1. Herbst Jan-Peter. (2020). From Bach to Helloween: ‘Teutonic’ stereotypes in the history of popular music and heavy metal. Metal Music Studies, Vol. 6, No. 1. pp. 87-108 (22).
  1. Inside Heavy Metal's Battle Against White Supremacy [Electronic resource]. URL: www.esquire.com/entertainment/music/a34633291/heavy-metal-nazi-anti-fascist-movement/ (access: 10.05.2021)
  1. International Society for Metal Music Studies – Journal. [Electronic resource]. URL: https://metalstudies.org/journal/ (access: 10.05.2021)
  1. Kahn-Harris, Keith. (2013). The Metal Future. [Electronic resource]. URL: http://souciant.com/2013/12/the-metal-future/ (access: 10.05.2021)
  1. Knopke, Ekkehard. (2015). Headbanging in nairobi: The emergence of the Kenyan metal scene and its transformation of the metal code. Metal Music Studies, Vol. 1. No. 1. pp. 105-125.
  1. Kubler-Ross, Elizabeth. (2014). On Death And Dying. Scribner, 304 p.
  1. McIver Joel. (2021). The Saga Of Skálmöld. [Electronic resource]. URL: https://www.skalmold.black-harbour.shop/produkte/32123-the-saga-of-skalmoeld-book (access: 10.05.2021)
  1. Memoriam's Karl Willetts Is Leading the Death Metal Resistance [Electronic resource]. URL: www.vice.com/en/article/jp3dm3/memoriams-karl-willetts-is-leading-the-death-metal-resistance (access: 10.05.2021)
  1. Metal and Reflexive Anti-Reflexivity w/ Keith Kahn-Harris. [Electronic resource]. URL: https://metalstudies.org/mms101/reflexiveanti-reflexivity/ (access: 10.05.2021)
  1. Riches, Gabby. (2015). Re-conceptualizing women’s marginalization in heavy metal: a feminist poststructuralist perspective. Metal Music Studies, Vol. 1. No. 2. pр. 263-270.
  1. Sabaton History [Electronic resource]. URL: www.sabaton.net/sabaton-history/ (access: 10.05.2021)
  1. Shekhovtsov Anton. Apoliteic music: Neo-Folk, Martial Industrial and ‘metapolitical fascism’. [Electronic resource]. URL: www.shekhovtsov.org/articles/Anton_Shekhovtsov-Apoliteic_Music.html (access: 10.05.2021)
  1. Schmaltz, Rodney M. (2016). Bang Your Head: Using Heavy Metal Music to Promote Scientific Thinking in the Classroom. Frontier Psychology. [Электронный ресурс]. URL: www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00146/full (дата обращения: 10.05.2021).
  1. The Time '80s Rock Legend Dee Snider Sounded Off Against Censorship In A Speech To Congress [Electronic resource]. URL: www.ranker.com/list/dee-snyder-speech-parents-music-resource-center/melissa-sartore (access: 10.05.2021)
  1. Three Decades Later: The Life Experiences and Mid-Life Functioning of 1980s Heavy Metal Groupies, Musicians, and Fans. Tasha R. Howe, Christopher L. Aberson & others. (2015). Self and Identity, Vol. 14. pр. 602-626 [Electronic resource]. URL: www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/15298868.2015.1036918?journalCode=psai20#.VZoLPvlVhBc (access: 10.05.2021)
  1. Walser R. (1993). Running With The Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. Wesleyan University Press, 517 р.
  1. Weinstein Deena. (2000). Heavy Metal: The Music And Its Culture. Da Capo Press, 353 р.