XVI КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ (Всероссийская).
АНТИУТОПИЯ В ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ 2.
Латинов Гарольд Игоревич
Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина
Тезисы доклада, посвящённого метал-музыке как сложному явлению, транслирующему вопросы философии на язык культуры. Автор руководствуется идеей о конгениальности эволюции музыкальных форм к историческим переменам и движениям философской мысли. Метал-музыка служит пространством выражения самых разных взглядов, что диктует необходимость её вдумчивого анализа. Осуществляя его, важно избегать редукции метал-музыки к продуцируемым масс-медиа стереотипам о ней.
Theses of the report devoted to metal music as a complex phenomenon that translates questions of philosophy into the language of culture. The author is guided by the idea of the congeniality of the evolution of musical forms to historical changes and movements of philosophical thought. Metal music can be considered as a space for the expression of a wide variety of views, which dictates the need for its thoughtful analysis. It's important to avoid the reduction of metal music to stereotypes about it produced by mass media.
Метал-музыка в XX-XXI вв: между созиданием и разрушением
"The best religion in the world is heavy metal, right?" - эта могущая показаться провокационной фраза звучит в начале концертов израильской группы Orphaned Land. Она же примиряет присутствующих иудеев и мусульман, возводя хрупкий культурный мост между представителями враждующих сообществ.
Музыка традиционно занимала особое место в культуре, что признавалось многими авторами. В XX веке лавинообразно возросли сила и охват её воздействия на индивидуальное и массовое сознание [1]. Воспринимаемая как сакральное и/или глубоко значимое явление, музыка способна легитимировать, транслировать, преобразовывать и разрушать ценности, глубоко влияя на слушателей [2]. Никакой жанр или стиль не могут претендовать на исключительную «духовность». Приняв вышесказанное за общий базис, сейчас мы ограничимся лишь рассмотрением некоторых представителей метал-сцены.
Мы фокусируемся именно на метал-музыке благодаря некоторым особенностям, часть из которых важна в общем культурном контексте:
- как в связи с «восстанием масс» и замещением ими традиционных обществ произошёл переход к новым философским движениям мысли, так и центр приложения творческих сил в музыке сместился от более ранних форм к новым;
- в качестве значимого феномена (не только музыкального, но также социального и политического) предстаёт рок-музыка [3];
- как производный от неё жанр, метал есть явление, стремящееся в предельном виде развить многие черты предшествующей рок-культуры.
Иные черты важны для характеристики метала per se:
- Особая сила воздействия на разных уровнях восприятия;
- Растущее участие в формировании исторической памяти общества [4];
- Обращение к спектру идей, разброс которых исключает возможность представления некой «философии метала» как цельного явления;
- Контр-массовость или «альтернативная массовость» как противоречивая основа объединения поклонников метал-музыки и их дистанцирования от массового общества и поп-культуры.
- Сочетание деконструкции музыкальных канонов и адаптации классического музыкального наследия, что суммируется фразой "если бы Паганини родился сегодня и играл на электрогитаре, это был бы Ингви Мальмстин" [5].
Концептуальные метал-альбомы часто инспирированы темами утопии и антиутопии. Современное общество скорее рассматривается как приближение к последней. Причинами могут представляться вхождение планеты в состояние антропоцена и угроза экоцида (Polluted Inheritance, Earth Crisis) [6], развитие капитализма (Red war, Rage Against The Machine) или коммунизма (Chthonic, Ungern) [7][8], религиозные (Burzum, Janaza) [9] и другие проблемы. Взгляды многих авторов не сводимы к конкретной идеологии.
Представления об утопии же либо конструируют реальность на базе альтернативных допущений (Европа, в которой не произошло возвышения христианства), либо обращаются к идее человека, расшатывающего границы своего онтологического статуса. Последняя особенно широко используется в экстремальных поджанрах, использующим для её выражения специфические формы вокала.
При всём разнообразии аксиологических матриц, которые мы можем выявить у разных музыкантов, все они стремятся, пользуясь словами Ницше, «философствовать молотом», подвергая сомнению идол наивно-гуманистических представлений о безусловной ценности человека («Человек это звучит гордо»), существование которого лишается момента индивидуации. В оппозиции к такому гуманизму, через патетические, провокационные, антиэстетические или табуированные приёмы, выдвигается иное мерило ценности жизни: «Насколько далеко человек готов идти на пути индивидуации? Будет ли он бежать от свободы или будет отвечать за свой выбор?». Именно жизнь, наполненная подобными актами, выдвигается как идеал, воспеваемый (здесь этот оборот уместен) музыкантами, определившими основные черты разных метал-жанров.
Конгениальность к вопросам основного дискурса историко-философской рефлексии ХХ века позволяет нам рассматривать метал-музыку в качестве одного из глобальных языков современной культуры. А его распространение показывает, что эти вопросы волнуют не только философское сообщество.
Литература:
- Keith Kahn-Harris. Extreme Metal – Music and Culture on the Edge. Oxford: Berg. 2007. 205c.
- Walser R. Running With The Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. Wesleyan University Press. 1993. - 517с.
- Weinstein, Deena. Heavy Metal: The Music And Its Culture. Da Capo Press, 2000. 353с.
- Helden, Imke von. Norwegian Native Art. Cultural identity in Norwegian metal music. LIT Verlag. 2017. - 298с.
- Dunn, Sam. Metal Evolution. Ep.1, 13.05. [Электронный ресурс] - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tAXdMCTLboc
- Haenfler R. Straight Edge: Clean-Living Youth, Hardcore Punk, And Social Change. Rutgers University Press. 2006. - 264c.
- Chthonic put spin on Taiwan's past. Taiwan News Sep 14, 2003 – с.4.
- [Электронный ресурс] - URL: http://www.taipeitimes.com/News/ taiwan/archives/2003/09/14/2003067797