Три скалы Moyan Sanjie

(кое-что о термине 魔岩三杰 и трёх столпах рок-музыки)

Общаясь с китайцами на тему музыки, вы можете услышать название 魔岩三杰 (móyánsānjié) или просто 三杰 (sānjié), "три чертовски крутых гиганта". Это собирательное обозначение трёх авторов, каждый из которых оказал большое влияние на развитие независимой музыки. Подразумеваются Доу Вэй, Чжан Чу и Хэ Юн. 魔岩 (móyán) же тут указывает на связь всей троицы с Moyan Records, дочерней компанией тайваньской Rolling Stones. Именно на этом лейбле осенью 1994-го года одновременно вышли три альбома, повлиявшие на всё поколение: 黑梦 / Black Dreams (Dou Wei), 垃圾场 / Garbage Dump (He Yong), 孤独的人是可耻的 / Loners Are Disgraceful (Zhang Chu).

1. Dou Wei (窦唯).


Со-основатель знаменитой хард/хэви группы Black Panther. Эта команда, впрочем, стала только началом его долгого и очень извилистого музыкального пути. Те, кто вообще не интересуется музыкой, знают о нём лишь то, что он был мужем Фэй Вонг (王菲, не знать об этой поп-певице почти невозможно). Именно на этом основании она исполняет один из первых хитов «Пантер» – «Don’t break my heart». Покинув Black Panther в октябре 1991-го года, Доу Вэй сразу же основал группу Dreaming (做梦乐队, zuòmèng yuèduì ). Многие треки для Black Dream были написаны именно в этот период. Dreaming выпустили одну песню, "希望之光" (Xīwàng Zhī Guāng, "Light of Hope"), а затем распались в октябре 1992-го. Спустя два года вышел первый сольный альбом музыканта. Представьте себе, что Питер Мёрфи родился в Китае и проникся народной музыкальной культурой в сочетании с безысходностью, которая подстерегает в неимоверно разросшихся мегаполисах. А впрочем, не стоит увлекаться сравнениями. Несколько декадентская и очень эмоциональная музыка, рекомендованная к прослушиванию в ночные часы в наушниках. Отрешённость и запустение. По отношению к этому релизу на редкость оправданно звучит приставка пост-: пост-панк, пост-рок, пост-бунт... Доу Вэй оставил здесь в стороне классические рок-каноны и одним из первых в КНР начал пытаться «шагнуть за горизонт». У него получилось что-то совершенно новое — сольный концептуальный альбом вне устоявшихся к тому времени жанров. Последняя же песня тут была посвящена Фэй Вонг.
Попробовав неизведанное раз, Доу Вэй пустился эксперементировать вовсю и во всём. Он обращался к фолку, эмбиенту, фри-джазу, регги, прогрессиву…. играл вместе с Indefinite band (不一定), FM3, E band (译乐队), Inequable band (不一样), Mu Liang Wen Wang (暮良文王), а также писал музыку для саундтреков. Обо всём этом — как-нибудь позже, сегодня мы лишь фиксируем отправную точку, которой стал выход 黑梦.

2. Zhang Chu (张楚).


Он получил прозвание "самый одинокий китайский поэт-исполнитель". Это связано с зачастую депрессивной, тёмной тематикой его песен.
Ранее известный как Чжан Хунбин, он родился в Сиане в ноябре 1968 года. Когда ему было 8 лет, он переехал в Шэньси со своими родителями. Впервые сбежал из дома, когда ему было 10 лет. В возрасте 17 лет он поступил в бывший механический институт Шэньси (ныне Технологический университет Сианя) на факультет гражданского строительства, а затем бросил учёбу. В 1989-м переехал в Пекин искать возможность заработать на деньги музыкой. Первый альбом (1993 г.) - компиляция ранних песен исполнителя и его друзей. Второй и третий альбомы вышли уже после подписания официального контракта. Его также называют «странствующим певцом» за любовь к путешествиям, во время которых он написал значительную часть своих песен — между прочих, всё ещё часто цитируемых.
В конце 1990-х певец переехал из Пекина обратно в Сиань и на несколько лет прекратил все контакты. Начиная с 2005 года он периодически начал появляться на сцене, хотя активно уже не выступал и не записывался.

«Есть некоторые прекрасные вещи, которые никогда не вернутся» — эта фраза могла бы стать эпиграфом к его знаменитому альбому Loners Are Disgraceful (孤独的人是可耻的). Он решил найти более искреннюю и простую манеру исполнения, надеясь, что будет больше похож на рассказчика, стоящего с рядом людьми... и не желающего стоять слишком высоко и далеко. Это колоритный документ эпохи и истории людей, которым довелось её создавать и проживать.

3. He Yong (何勇).


Родившийся в 1969 году, он изучал музыку со своим отцом с 6 лет. В возрасте 11 лет он снялся в детском фильме "Четыре маленьких друга". В возрасте 15 лет Хэ начал свою исполнительскую карьеру в качестве гитариста. Много позже он прославился как критик поп-культуры вообще и кантопопа в частности. Считается, что наиболее известная песня "Мусорная свалка" написана под впечатлением от социальных протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г, где он выступал в составе группы Mayday (五月天). Другие темы его песен - экология, сохранение культурного наследия, гендерные проблемы, философия материализма. Песня "Bell drum tower" стала саундтреком к фильму "Пекинские ублюки" ("Beijing bastards").
В 1996 году, когда Хэ Юн спел "Beautiful Girl", он «сделал неуместные замечания во время выступления». Последовал бан его выступлений на сцене Пекина. Неизвестно, сколько правды в периодически возникавшей вокруг его имени шумихи, но любовью к тихому незаметному быту музыкант не отличался. Перед китайским Новым годом в 2002-м году «средства массовой информации разоблачили его за то, что он “играл с огнем” дома и причинял вред своим соседям». Во время Весеннего фестиваля того года его ненадолго задержали в следственном изоляторе и отправили на некоторое время в психиатрическую больницу. Разумеется, позднее он вернулся к концертам и записям.
Изначально новый альбом планировалось назвать "Дневник цилиня”. Позже эти словастало подзаголовком альбома. В буклете было написано: “На башне Колокола и барабана в Пекине есть высеченный из камня цилинь. Стоящий там сотни лет, молча смотрящий на небо, землю и людей, кажется, что он всегда ждут. Однажды подует порыв ветра, и он полетит вместе с ним”.
Перед нами подборка панк-песен с народными мотивами. Маугли, решивший заняться подрывной деятельностью. С одной стороны - свалка мира, а с другой - езда на велосипеде, чтобы полюбоваться закатом. Расщеплённость.
Это концентрат мыслей о том, что некоторые люди худеют, а другие умирают от голода; чьё-то абсурдное времяпрепровождение строится лишь вокруг того, чтобы найти подругу или воспитывать собаку; попытки найти выход, чтобы псевдоценности дилеммы в конечном итоге стали оружием для уничтожения себя самих. В конце концов, "Свалка" передаёт муки совести и трудности сохранения человеческой природы, тревогу последнего поколения идеалистов. Тогда как часть текстов была написана в 1980-х, студийная работа велась урывками с 1991-го по 1994-й.

Таковы три музыканта, вдохновившие не только других авторов, но и целое поколение 1990-х поразмыслить о том, что всё же происходит вокруг.