Автор - Ксения Вахрамеева.
Шугейз (шугейзинг) – музыкальный жанр, зародившийся в 1980-х годах в Великобритании. Он характеризуется плотным звуком с множеством эффектов. Свое название жанр, который дословно переводится как «пристально смотреть в пол», получил благодаря британским журналистам, которые так характеризовали музыкантов, которые на сцене вели себя пассивно и отстраненно, сосредотачиваясь на музыке и гитарных примочках. Постоянное использование педальных эффектов, на которые музыканты и устремляли свой взгляд, стало одной из наиболее отличительных черт в имидже шугейзеров.
Как правило, музыкально отличить шугейз от другого альтернативного рока можно очень просто. Ритм-гитары обычно играют одновременно для создания расплывчатого тембра. Риффы в большинстве случаев, безусловно, присутствуют, однако играют не первостепенную роль. Вокал в такой музыке обычно «утопает» на фоне музыке, словно еще один инструмент, и расслышать текст проблематично. Тексты песен обычно посвящены грезам или несбывшимся мечтам, что отсылает самого зрителя задуматься и погрузиться в свои мысли.
На шугейз очень сильно повлияла музыка в стилях пост-панк (такие группы как The Cure, Bauhaus), нойз-рок (Sonic Youth), дрим-поп (Cocteau Twins). Первыми музыкантами, чью музыку можно охарактеризовать как шугейз, были Loop, Lush и Pail Saints. Однако наиболее яркими представителями являются группы My Bloody Valentine, Ride, The Jesus and Mary Chain и Slowdive. Альбом “Loveless” 1991 года группы My Bloody Valentine считается культовым в своем жанре и зачастую его звучание становится наиболее ярким примером шугейза.
В Азии жанр возник в Японии. Первые японские шугейз-группы начали возникать почти вровень с британскими – в начале 1990-ых годов. Как дань наиболее влиятельной группе, в 2013 году японские шугейзеры создали трибьют альбом группы My Bloody Valentine, который получил название Yellow Loveless.
В Китай же, напротив, данный жанр не торопился проникать. Первые шугейз группы начали появляться лишь спустя почти тридцать лет с момента возникновения жанра – в 2010-ых годах. Причиной этому мог послужить подъем распространения и написания музыки в стиле шугейз в мире в этот период. На китайском жанр переведен дословно – 盯鞋 (dīngxié, пристально смотреть на ноги), но также применительно к нему используют термин – 自赏 (самолюбование), что обращено к модели поведения музыкантов на сцене.
Manic Sheep - No More Anger
В числе проблем развития жанра и подобной музыки – отсутствие материальной поддержки и достаточно сильная цензура в КНР. Современная музыка выкладывается на стриминговые платформы, где предварительно проходит модерацию. Ссылаясь на связанные с цензурой ограничения, некоторые музыканты уходили на западные лейблы: к примеру, группа из Гонконга No One Remains Virgin выпускаются на французском лейбле Poch-Records в связи со своими провокационными темами. Другая же проблема связана с освещением в СМИ: как утверждает основатель лейбла Luuv Лу Цзялин, поддержку от медиа получают исполнители популярной музыки, оставляя новые и малоизвестные жанры в стороне.
Примечательным является то, что большинство китайских шугейз-групп сотрудничают с японо-китайским лейблом Luuv, который, начиная с 2013 года, проводит ежегодный восточноазиатский шугейз-фестиваль в Шанхае.
Именно Шанхай и Пекин являются музыкальными центрами всего Китая. В этих крупных городах легче всего презентовать свою музыку широкой аудитории. Нельзя не упомянуть Гонконг и Тайвань, где данные жанры также развиваются.
Ниже приведена таблица c некоторыми китайскими музыкантами, играющими в жанре шугейз:
Музыкант/группа |
Лейбл |
Откуда группа |
City Flanker |
赤瞳音乐/太合麦田 |
Шаосин |
Daixiaole |
Quince Records |
Пекин |
Dear Eloise |
兵马司/ Maybe Mars |
Пекин |
DoZzz |
赤瞳音乐/Indie Works |
Тайбэй |
Forsaken Autumn |
Luuv |
Шанхай |
Manic Sheep |
Cамиздат |
Тайбэй |
No one Remains Virgin |
POCH Records |
Гонконг |
RUBUR |
赤瞳音乐/Indie Works |
Шанхай |
skip skip ben ben |
兵马司/ Maybe Mars |
Тайбэй |
Sound of Fury |
Boring Productions |
Чэнду |
The White Tulips |
Cамиздат |
Сямынь |
Thud |
Records for Children |
Гонконг |
你男友系碌葛(yourboyfriendsucks!) |
Qiii Snacks Records |
Гуанчжоу |
缺省 |
生煎唱片 |
Пекин |
聲子蟲 (Bugs of Phonon) |
See music |
Тайнань |
В своем большинстве музыканты используют значительное количество звуковых эффектов, вокал звучит отдаленно, что трудно разобрать, в целом создается меланхолично-мечтательное настроение. Тексты обычно написаны на путунхуа или на английском языке.
Трудно сказать есть ли определенные темы, на которые рассуждают именно китайские шугейзеры, так как в центре их творчества остаются фантазии и светлая печаль.
Рассмотрим творчество трёх центральных для китайского шугейза групп – Dear Eloise, RUBUR и DoZzz.
Объединяющим фактором для всех групп будет базирование на пионерах шугейза – My Bloody Valentine. Это отображается не только в звучании, но и в визуальном контенте: к примеру, обложка первого альбома группы DoZzz «Poem of Love ◇ Poem of Sadness» является прямой отсылкой на культовый «Loveless»:
Poem of love ◇ Poem of Sadness, DoZzz
В своих клипах группа придерживается подобного стиля: быстрая частота кадров, сменяющаяся резкой статичностью, либо яркие, либо пастельные цвета, большое количество видеоэффектов. Такой визуальный стиль получил распространение среди шугейзеров после выхода фильма Софии Копполы «Трудности перевода» 2003 года.
Музыка и тексты альбома «Passage» группы DoZzz передают ощущение чистоты, непорочности и беззащитности, в них можно даже услышать многообразие внешнего мира и его постоянное обновление.
Музыканты из группы RUBUR утверждают, что помимо вышеупомянутого коллектива большее влияние на них оказала японская сцена и местные группы: White Tulips и Goodbye Honey Boy. В одной из композиций группы также можно услышать диалог из классической мелодрамы «Весна в городке». Хотя группа идеологически поддерживает местную культуру, их последний альбом 珀耳塞福涅的四季 Persephone's Seasons посвящен древнегреческой мифологии, а также большая часть лирики написана на английском языке. Несмотря на эти моменты, часть треков с данного альбома отсылают к буддийским тематикам: в треке Kairos (part II) упоминаются цикады, которые в буддизме считаются символами бессмертия и вечной юности, отстраненных от пороков и любовных желаний. Однако в греческой мифологии цикада также является символом бессмертия. Это наводит на мысль о том, что древнегреческая мифология интересна китайским музыкантам из-за близкого символизма. В тексте упоминаются и колокольчики на ветру, которые часто называют «музыкой ветра». Такой классический китайский образ неожиданным образом перекликается с жанром шугейза, когда на первый план выходит именно музыкальный фон, а не вокал, когда слушатель прислушивается к тому, что находится снаружи него.
К древнегреческим мифам отсылали и Dear Eloise. На своем альбоме They Slipped Away From My Mind Just Like This у них есть композиция под названием «The River of Lethe». Если в целом говорить о лирике в их творчестве, то хочется отметить постоянное чувство борьбы и неприятия себя, которое выходит на первый план в каждой композиции. Лирические персонажи из раза в раз словно обращается к себе, пытаясь найти свое место в жизни, как например это было в песнях «Escape» и «Apple»:
如果我拥有沉默的勇气,我就把这世界抛进这身体里。如果季节注定要过去,我希望我可以告别我自己,那个找不到源头的自己,那个不知去向的自己。如果我猜到它不再回来,我也许会说,请带我离开这世界。如果时间已经算好了距离,我希望看见未来的自己,那个找不到源头的自己,那个不知去向的自己。 |
Если хватит мужества промолчать, я соберу в себе целый мир. Если эта пора окончится, я надеюсь попрощаться с самим собой, который не знает, кто он и куда идет. Если я догадаюсь, что он не вернется, я смогу попросить покинуть этот мир. Если время рассчитано, я хочу видеть будущего себя. Но где же найти к себе путь… |
Dear Eloise – Escape
那只苹果已经变了味道 是谁给了太多的杂料 再也回不去了 多么像你 多么像是你 |
У яблока поменялся вкус Кто добавил к нему приправ? Ничего не вернется Как и ты Как и ты |
Dear Eloise – Apple
Многие китайские музыканты, играющие рок, метал и подобные жанры, вплетают в западное звучание местные инструменты, из-за чего создается неповторимый колорит. Однако в шугейзе такого явления не наблюдается, музыканты пользуются только электронными инструментами. Причин этому может быть несколько. Вторая волна шугейза началась относительно недавно, десятилетие назад, и жанр вновь преобразуется в различных регионах, давая музыкантам большой простор для экспериментов с уже имеющимися возможностями. И сам шугейз, как мы уже выяснили, появился относительно недавно в Китае, и музыканты лишь только привыкают к новому материалу и его подаче. Другая же причина еще более банальна – традиционные инструменты сложно сочетать с плотным шугейзовым звучанием, из-за чего они будут выбиваться из общей стены звука.
DoZzz на съёмках
Явление шугейза в Китае, несомненно, интересно. Пусть оно не так давно появилось в стране и у подобной музыки не так много слушателей, но в будущем китайские исполнители смогут заполучить и признание не только местной аудитории, но и западной, благодаря привычному звуку и привычным проблематикам в песнях. Это молодое направление появилось под влиянием Запада и Японии, где оно активно развивалось задолго до этого. Шугейз – направление, которое на данном этапе развивается в европейском стиле, без использования традиционных инструментов. В своей лирике китайские шугейзеры используют литературный язык, отсылки к древнегреческой мифологии и буддийской символике. Наиболее частыми темами являются саморефлексия, грёзы, фонами для которых выступают вода, ночь и время.
2021.