Dharma (達摩樂隊)

"Чрезмерный шум - это всего лишь обратная сторона тишины" (c). Пожалуй, самая оригинальная форма буддистской церемонии.

Dharma - тайваньская дэт-метал-группа, чьё творчество посвящено популяризации буддизма. Первое их выступление состоялось в октябре 2019-го года, но вскоре началась пандемия COVID-19, из-за которой планы больших туров пришлось временно отложить. В 2021-м выходит первый EP Bhaisajyaguru, названный так в честь мантры, которую музыканты выбрали в буддийской традиции для борьбы с болью и страданиями, вызванными пандемией. Как высказался вокалист Джо У. Хенли: "Мы берём мантры, выбранные из различных буддийских текстов, и строим вокруг них экстремальные песни, используя традиционный дэт-метал, тайваньские инструменты и буддийское пение, чтобы создать наш собственный звук. Все участники группы - буддисты, а на сцене вживую с группой выступает монахиня, мастер Мяо Бен, которая также является нашим духовным наставником".

Упомянутая Мяо Бен - довольно необычная фигура для метал-сцены. Пожилая женщина и настоящая буддийская монахиня (из ордена/общины Фо Гуан Шань), она стала важной частью этого коллектива. Именно она, помимо прочего, бьёт в ритуальный колокол во время живых выступлений. Вначале она познакомилась с инструктором по барабанам и основателем Dharma Джеком Туном. Ощутив потенциал распространения буддистского учения среди молодых тайваньцев, она решила присоединиться к его группе. Она считает такую музыкальную форму вполне подходящей для религиозной пропаганды, хотя и признаёт предпочтительность тихого уединения в лесных храмах.

Что касается лидера команды, Джека Туна, то в 2017-м году он начал посещать буддийские организации Тайваня, чтобы убедиться — не оскорбит ли кого-то такая смесь метала и буддизма. Так он совершал паломничество от храма к храму, чтобы исполнить первые демо-записи Dharma перед мастерами, монахами и монахинями. "Несмотря на то, что им было за 80 и они никогда раньше не слышали хэви-метал, реакция была в подавляющем большинстве положительной", - вспоминает Тунг. Монахи ответили ему, что ничего страшного в его идее нет, но посоветовали не использовать ненормативную лексику и совсем уж жуткие образы на сцене. Тун рассказывает: «Я боялся, что они подумают, будто я делаю что-то неправильное или нехорошее, но, когда я поговорил с ними, они дали свое одобрение. Мы выбираем песнопения со значением. А агрессивными мы должны быть на сцене в любом случае, чтобы отпугнуть злых демонов». Он хочет, чтобы выступления его групп воспринимались как живой буддизм. "Многие молодые люди сегодня сидят за своими смартфонами и не знают, кто они такие. Буддизм может показать им направление".

На сцену шесть участников группы иногда выходят с раскраской на лицах. Предполагается, что они представляют гневных божеств-хранителей "Дхармапала", которые не дают ученику буддизма — представленному здесь монахиней Мяо Бен - сбиться с пути. Этот сюжет хорошо известен во многих буддийских школах Азии, но Джек Тун настаивает, что они всё же не занимаются буддийским театром.

Джо Хенли - единственный участник группы, не являющийся уроженцем острова. В 2005-м году канадец приехал в Тайбэй работать журналистом и переводчиком. Он быстро был очарован тогда ещё небольшой, но утонченной металлической сценой. Вскоре он сыграл в нескольких группах и помог организовать местный тур Cannibal Corpse. После знакомства с Dharma (которую он сравнивает с поляками Batushka) для него началась совершенно новая глава. Главным вызовом стали тексты на санскрите. Чтобы научиться правильно произносить сутры, в 2019-м году он отправился на четыре месяца учиться у буддийского мастера в храме в районе Ваньхуа в Тайбэе. Уже в процессе Хенли углубился в учение Махаяны... и бросил пить. "К счастью, метал - это жанр, который постоянно развивается", - говорит он. "Я все равно буду слушать свои любимые группы 90-х, когда буду сидеть в своем доме престарелых. Но вы не можете вечно петь только о сатане и насилии".

Больше фото