Немного истории.
Возникшая в городе Шицзячжуан группа Mercader (梅卡德尔) была основана молодым человеком по имени Чжао Тай (赵泰). Он является её вокалистом, идеологом и одним из гитаристов. Ранее он играл фолк, но, по его признанию, будучи молодым и легкомысленным, обратился к рок-музыке, которая и испортила ему нервы изменила его восприятие жизни.
В 2014-м вышел одноимённый дебютник. За ним последовал период студийного затишья, хотя на концертах группа уже начала исполнять новые песни. Быстро появившиеся фанаты, привлечённые уникальными для сцены Китая особенностями звучания, быстро отметили их сложность для восприятия.
В самом деле, если первый альбом – это манифест, обращённый к внешнему миру, то вышедший в 2017-м второй альбом «自我技术» (Внутренняя техника) – это падение в колючую пропасть собственного эго. По словам Чжао, он пытался найти способ обхода довлеющих со стороны общества запретов. Не случайно в буклете написано «Мы надеемся… что слушатели вновь откроют для себя молодость и потерянную любовь… и это вдохновит людей на стремление к лучшей жизни». Он говорит, что именно обилие ограничений, вросших в повседневную жизнь, делает выражение самых важных вещей глупым и неуклюжим, а попытки осознать их глубже вызывают только головную боль (我无法停止幻想, «Я не могу остановить фантазию»).
Люди выбирают лишь те пути, по которым можно пройти, не вступая в борьбу, а самые простые и доступные из них неминуемо ведут лишь к двум вещам – разложению и смерти (死亡与堕落, «Смерть и падение»).
Объясняя обилие метафор в текстах, он говорит «Мы не обсуждаем реальность прямо. Образность появляется как выражение разочарования». И далеко не всегда эта поэзия выглядит отстранённой. Вернее, поэзия просто исчезает: «Я есть К, некомпетентный К, лицемерный К, слабый К» (我是K, где K – отсылка к карточному королю).
О концертах.
Mercader редко выделяют среди авангардных групп Китая. Шут с ними, с критиками: очевидно, записи Чжао и впрямь не открыли новую главу в истории рок-музыки. Не в этом суть. Меня больше всего поразило ощущение, испытанное во время концерта. То, как там срывало крышу.
Начну с того, что моё владение китайским обычно недостаточно для свободного восприятия песенной лирики на слух. На концертах я часто запоминаю какие-то отрывки, что-то врезается в память. Через пару минут от начала выступления Mercader я начисто забыл о том, что слова вообще принадлежат какому-то языку и у них есть какие-то там прописанные в словарях смыслы. Я совершенно перестал воспринимать песню как поток слов. Сочетание истерического речитатива, срывающего в болезненный крик с порою издевательски оптимистичными клавишными мелодиями – вот что приобрело самостоятельный смысл. Это, наравне с гимноподобными барабанами и чёткими низкими гитарами, просто не могло нуждаться в переводе. Когда музыканты позволяют энергии своего времени бурлить в них и выплёскиваться во все стороны, происходит нечто подобное. А уж постоянное нахождение в эпицентре этого шторма требует поистине колоссальных запасов сил у автора. Однажды, выступая в Сямэне, Чжао Тай сломал ногу, прыгая со сцены, но продолжил петь, сидя на стуле. Он редко замечает реакцию аудитории, поскольку слишком сфокусирован на происходящем на сцене. Его устраивает то, что люди сами находят для себя особый смысл в творящемся здесь.